Это интересно!

Фитбол для всей семьи

Консультация для родителей «Фитбол для всей семьи»


Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. Социальный и экологический факторы Томской области оказывают все большее влияние на состояние здоровья детей. Чаше страдают дети заболеваниями, связанными с нарушением опорно-двигательного, сердечно – сосудистого, дыхательного аппарата. Методика фитбол - гимнастики как одна из нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, направлена на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Поэтому, считаю необходимым использование методики фитбол – гимнастики в работе с детьми.


Мячи большого размера - фитболы - появились сравнительно недавно, хотя с древнейших времен в культуре любого народа мяч использовался в качестве развлечения. Фитбол в переводе с английского означает "мяч для опоры", который используется в оздоровительных целях.

В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого размера применяют более 50 лет, в нашей стране - около 10 лет. Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес - гимнастики. Программы по фитбол-гимнастике и фитбол-аэробике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся и вызывают большой интерес у детей.

Правильно организованные занятия с использованием этого мяча приносят огромную пользу. Самая приятная особенность фитбола в том, что для занятий на нем не существует никаких противопоказаний. Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.

Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.

Мячи могут быть не только разного размера, но и цвета. Ведь известно, что цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Теплый цвет (красный, оранжевый) повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Я стала замечать, что этот цвет выбирают активные дети с холерическими чертами. Холодный цвет (синий, фиолетовый) успокаивает. Его выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные. Желтый и зеленый цвет способствует проявлению выносливости. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Так, коричневая и черная окраска снарядов создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которые окрашены в белый и желтый цвета. На занятиях я решила попробовать с помощью цветов регулировать психоэмоциональное состояние детей. Активным детям в возбуждённом состоянии я предлагаю фитболы холодных цветов, а спокойным детям – ярких. Таким образом, психоэмоциональное состояние детей уравновешивается, и все дети находятся на «одной волне».

Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.

Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют коррекции различных нарушений осанки, лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено - невротический синдром и по своему физическому воздействию сходы с верховой ездой.

Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани. Практически это единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.


Фитбол - гимнастика позволяет решать следующие задачи:


  • развивать двигательные качества;
  • развивать и совершенствовать координацию движений и равновесия;
  • укреплять мышечный корсет, создавать навык правильной осанки;
  • нормализовывать работу нервной системы, стимулировать нервно-психическое развитие;
  • улучшать коммуникативную и эмоционально-волевую сферы;
  • развивать мелкую моторику и речь;
  • адаптировать организм к физической нагрузке.

Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-аэробики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:


  • для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
  • для укрепления мышц брюшного пресса;
  • для укрепления мышц спины и таза;
  • для укрепления мышц ног и свода стопы;
  • для увеличения гибкости и подвижности в суставах;
  • для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
  • для формирования осанки;
  • для развития ловкости и координации движений;
  • для развития танцевальности и музыкальности;
  • для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).

«Золотые правила» фитбол – гимнастики:

  • Подбирать мяч каждому ребёнку надо по росту, так, чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная посадка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведённые плечи, ровное положение позвоночника, подтянутый живот.
  • Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие–либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
  • Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.
  • Начинать с простых упражнений и облегчённых исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
  • Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
  • Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничных отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц и спины.
  • Выполняя на мяче упражнения лёжа на животе и лёжа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. При выполнении упражнений лёжа на мяче, не задерживать дыхание.
  • При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
  • Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приёмы страховки и учить самостраховке во время занятий с мячами.
  • Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.
  • На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения.
  • Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение.
  • Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.

 Занятия проводятся в чистом, проветренном помещении, дети одеты по возможности легко. Упражнения на мячах могут проводиться в течение целого занятия, но с детьми дошкольного возраста я использую упражнения на мячах в качестве фрагмента занятия. В целом, использование мячей не превышает 40 % общей длительности занятия, так как я считаю, важно дать возможность детям не только упражняться на мячах, но и ходить, бегать, прыгать, лазать, танцевать.

Занятие подразделяется на 3 части: вводную, основную и заключительную.

В вводной части происходит разминка, целью которой является настрой детей на работу и подготовка организма ребёнка к более интенсивной работе в основной части занятия.

В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей. Главная задача – обучение технически правильному выполнению общеразвивающих упражнений и развитию двигательной координации. В связи с этим, во время занятия должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей.

Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма. Она включает элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнения-релаксации, игр и упражнений для развития творческих способностей детей. На начальном этапе занятие проходит без музыкального сопровождения, затем подбираются музыкальные этюды.

Заниматься фитбол-гимнастикой еще приятнее всей семьей.