Родителям

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Оформить заказ


Физическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

преддошкольного возраста


Оксана Юрьевна Митрошкина

инструктор по физической культуре


Система физического воспитания детей с ОВЗ предполагает организацию педагогически-охранительного режима жизнедеятельности, сбалансированное питание, закаливание организма и построение пространственной среды для развития и коррекции движений. С этой целью используются различные виды массажа и лечебной гимнастики, средства и методы физической культуры, подвижные игры, упражнения на координацию и развитие равновесия.

Важной задачей физического воспитания таких детей является стимуляция психомоторного развития и коррекция нарушений моторики, укрепление физического и психического здоровья.

Физическое воспитание ребенка с ОВЗ в возрасте от одного года до трех лет непосредственно связано со стимуляцией его психического развития. Для развития двигательных функций особое значение приобретает широкое использование стимулов:

1. Зрительные стимулы -  выполнение общеразвивающих упражнений перед зеркалом;

2.Тактильные стимулы – элементы самомассажа, опора ног и рук на поверхности различных фактур, усиливающих тактильные ощущения, ходьба босиком, упражнения в воде;

На этом возрастном этапе в процессе физического воспитания у детей формируется кинестетическое восприятие.

3. Звуковые ритмические и речевые стимулы;

Рационально использование технологий музыкального воздействия. Подбираются    музыкальные произведения, рекомендованные для самых маленьких. Большое значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность ребенка, улучшает понимание речи, обогащает словарь.  Важно, чтобы, выполняя те или иные движения и дейст-вия, ребенок научился одновременно проговаривать их; в дальнейшем подключается певучее проговаривание или счет. Целесообразно проведение упражнений, двигательных действий, подвижных игр с использованием элементов логоритмики и пальчиковой гимнастики.

На данном возрастном этапе необходимо максимальное расширение предметно-практической деятельности ребенка, которая открывает широкие возможности для формирования представлений об окружающей действительности.

  Известно, что многие дети с ОВЗ в этом возрасте испытывают специфические трудности в формировании восприятия формы, величины, пространственного расположения предметов, затрудняются в его целостном восприятии и особенно его изображения [3]. Поэтому чрезвычайно важно в процессе физического воспитания на основе совместной предметно-практической и игровой деятельности формировать и закреплять у ребенка связи между словом, предметом и действием.

    Развитие моторики рук и закрепление сенсорных эталонов проводится путем стимуляции двигательно-игровой деятельности ребенка. Развивая моторику пальцев рук, ребенка одновременно обучают различать простые геометрические фигуры.  Используют различные шары и мячи, кубы, плоскостные и объемные круги различных форм, размеров, цветов. Учат располагать кубики в ряд в горизонтальной и вертикальной плоскости - строить заборы, башни.

При планировании широко используется предметная среда физкультурного зала. При выполнении ОРУ детям предлагают мячи различных размеров и фактур. А также легкие гантели, ленты, кубики, пластмассовые шары, кольца, резиновые игрушки, мешочки с песком, шишки и др. Для развития пространственных представлений используются зрительные ориентиры: плоскостные, стойки, скамейки, лестницы, обручи, картинки с изображением предметов, находящихся в зале.

Совместная двигательно-игровая деятельность педагога с ребенком   с ОВЗ в возрасте от 1 до 2 лет предполагает индивидуальную форму организации. На возрастном этапе с 2 до 3 лет вводится подгрупповая форма. Количество детей от 6 до 8 человек, проводится 2 раза в неделю, продолжительность 10-12 минут. Допускается повторение пройденных сценариев в течение года для закрепления двигательных функций и активизации основных познавательных психических процессов детей.  Во время проведения совместной деятельности педагог стимулирует к выполнению и проговариванию двигательных действий  каждого ребенка.

Важно в процессе стимуляции психомоторного развития следить за формированием правильной осанки. Период раннего возраста является наиболее благоприятным для профилактики нарушений осанки у всех детей с ограниченными возможностями здоровья.


Конспект совместной двигательно-игровой деятельности педагога с детьми с ОВЗ

на возрастном этапе с 2 до 3 лет


Используемые здоровьесберегающие технологии и методики:

• Личностно-ориентированные;

• Элементы логоритмики;

• Дыхательная гимнастика;

• Пальчиковая гимнастика.

• Элементы самомассажа;

• Психогимнастика.

Задачи:

• Активизировать двигательную деятельность каждого ребенка;

• Способствовать развитию двигательных навыков, координации движений, равновесия, тактильных ощущений;

• Развивать  речь, внимание, память, воображение, эмоциональную сферу детей;

• Обогащать  словарный запас.

• Корректировать опорно-двигательный аппарат.


Конспект № 1 «Сказочка про Кису»


Дети входят в зал. Педагог приветствует детей и предлагает сесть в круг.

Сядьте, детки, рядышком, расскажу вам сказочку.

Жила-была Киса.

Любила очень Киса песенки петь и  играть.

И каждый вечер не хотела ложиться спать.

Спать пора. Спокойной ночи.

Но не хочет Киса спать.

Что ты хочешь Кисонька?

А хочет она погулять.

Ну что же делать, пойдем вместе с Кисонькой во двор гулять.

Достает из корзинки Кису. Предлагает погладить. Делает вид, что слушает Кису.

Двигательные упражнения

Мы шагаем, мы шагаем,

Выше ножки поднимаем.    Да-да-да.

Раз, два, не зевай,

вместе с нами повторяй.      Да-да-да.

Ходьба врассыпную  марширующим шагом, повторяя за педагогом – да-да-да.

Кто во дворе живет?  

Лежебока – рыжий кот.      Мяу-мяу –мяу. Ползание с опорой на ладони и колени.

Маленький теленок.            Му-му-му.

Ходьба, высоко поднимая колени, приставляя «рожки к голове».

Желтенький цыпленок.       Пи-пи-пи. Бег на носках врассыпную, руки свободно.

Белая овечка.                         Бе-бе-бе. Ходьба, раскачиваясь с ноги на ногу, руки на поясе. 

Мышка под крылечком!       Пи-пи-пи.  Легкий бег на носочках врассыпную или стайкой за педагогом, руки согнуты в локтях – «лапки» у мышки.

Один, два, три, четыре, пять,

Их не трудно сосчитать!      Да-да-да. Ходьба с восстановлением дыхания врассыпную, поднимая руки – вдох носом, опускаем – выдох через «трубочку» - рот.

Построение в круг.

Погуляла Киса, всех животных во дворе посчитала. Теперь хочет с шариками упражнения выполнять.

Педагог выставляет корзину  с разноцветными шарами малого диаметра по одному  на каждого ребенка. Предлагает взять шарик сначала девочкам, затем мальчикам.

ОРУ с пластмассовыми шарами

  1. Шарик выше поднимаем,

Потом ниже опускаем.

Вверх опять, вниз потом.

Ни капельки не устаем. И.п. – о. с., шарик в руках внизу. В. – поднимать мяч вверх, опускать вниз (3-4 раза)

  2. А теперь мы шарик 

      Вверх и вниз катаем. И.п. – то же, шарик в двух руках у груди.

 В. – прокатывать по прямым ножкам вниз-вверх (3-4 раза).

  3. Шарик мы сейчас  возьмем.

      Его ладошками зажмем.

      Весело играем,

      вперед-назад катаем. И.п. – сидя на коленях, шарик в руках.

В. – прокатывание шарика ладошками (3-4 раза).

   4. Но ножкам катаем,

       Никуда не отпускаем. И.п. – сидя на полу.

В. – прокатывание шарика по ножкам вперед-назад. (3-4 раза).

   5. Раз- прыжок.

      Два – прыжок.

      Прыгай весело, дружок.      И.п. – стоя, шарик в руках.

В. – прыжки на двух ногах на месте (2 раза).

    6. Носиком сейчас вдохнем.  И немножко отдохнем.  Восстановление дыхания.

Основные виды движений

1. Прокатывание мяча и бег за ним – «Покатился шарик мой, я верну его домой»

2. Прокатывание шарика и ползание за ним с опорой на ладони и колени «Как Киса»

Повторить задания по 2 раза.

Убираем шарики в корзину.

Во дворе Киса гуляла, упражнения выполняла, теперь хочет поиграть.

Подвижные игры

Игра высокой активности «Кот и мыши»

Педагог предлагает детям превратиться в мышек, повернувшись вокруг себя 1 раз.

Повернись, повернись, и в мышку превратись.

Дети сидят на скамейке. Педагог прячет Кису в корзину.

Мышки в норочках сидели,

Мышки в щелочки глядели. Закрывают лицо ладонями, пальцы широко расставлены.

Видят, кошки не видать.

Вышли мышки погулять. Легкий бег на носочках врассыпную.

Мышки корку отыскали

 И обедать сразу стали.

Хрум-хрум-хрум,

Хрум-хрум-хрум!

Подняли мышата шум. Приседают и «грызут корочки» . Повторяют за педагогом – хрум-хрум-хрум.

Мышек кошка услыхала,

И  мышаток догоняла.                      Убегают от «кошки», садятся на скамейку.

Построение в круг, превращение из мышек в деток.

Пальчиковая  игра  «Рисунок»

Не хочет Киса спать, а хочет рисовать.

Киса кисточку взяла.                                                              Поднимают к плечу руку, пальцы сжаты в кулачок.

Что рисует нам она?                                                             «Рисуют», поднимая и опуская руку.

Это дом с высокой крышей.                                                   Соединяют руки над головой.

На крыльцо котенок вышел.                                                   Вытягивают ладони перед собой.

Побежит он по дорожке к  полосатой маме-кошке.                «Пробегают» пальцами по бедрам.

Вот зеленая трава.                                                                Шевелят пальцами.

Вот скамейка у пруда.                                                            Кладут ладони друг на друга.

В небе - круглая луна.                                                           Поднимают руки над головой, округляя локти.

Видно, кисе спать пора.                                                         Кладут ладошки под щечку.

Только сказка кончится –

Кисе спать захочется.

Баю-бай, баю-бай!

Наша киска засыпай.

Пусть наша Киса спит, а мы пойдем потихоньку, чтобы ее не разбудить.

Педагог укладывает Кису в корзинку, провожает детей.


Используемая литература

1. Гаврючина, Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Л.В. Гаврючина. – Москва: ТЦ  Сфера, 2008. – 160 с. 2. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет / М.Ю. Картушина. – Москва: ТЦ Сфера, 2004. – 96с.

3. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-педагогическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г.В.Фадина. – Балашов: Изд – во «Николаев», 2004. – 80с.